bananket1-300x119

Как устроена «Бережливая поликлиника»

«Бережливая поликлиника» — совместный проект Министерства здравоохранения РФ и государственной корпорации «Росатом». Его цель – оптимизация работы поликлиник, снижение времени пребывания в учреждении, разделение потоков пациентов и упрощение записи населения на прием к врачу.

Идею бережливого производства  переняли у японцев. Еще в прошлом веке философию бережливости сформулировал соучредитель японского концерна Toyota. В пояснительных документах к проекту говорится, что ключевой принцип бережливой работы поликлиники — это непрерывность производственного потока, без задержек и очередей. Этого можно достичь за счет равномерной загрузки персонала, рационального размещения людей и информации, оптимальной планировки площадей и «устранения всех видов потерь». Под «потерями» документ подразумевает все действия работников медицинского учреждения, которые не попадают в три установленных категории: 

— работа, добавляющая ценность;
— работа необходимая, но не добавляющая ценность;
— периодическая работа.

Сегодня в орбиту эксперимента вовлечены 115 медицинских учреждений в 40 регионах страны

С 2017 года  в Республике Мордовия в тестовом режиме так же реализуется федеральный  проект «Бережливая поликлиника». Глава РМ Владимир Волков сказал: «Цель нового подхода — оптимизировать работу регистратуры, медработников и лабораторий и ликвидировать «хождение по кабинетам» пациента».

Проект прокомментировал организатор здравоохранения, доктор медицинских наук, профессор Александр Серяков: «Как театр начинается с вешалки, так поликлиника начинается с регистратуры. Записаться можно заранее по Интернету или придти, чтобы вас записали на месте, разделив, больные и здоровые потоки, платные и бесплатные услуги, направили в конкретное время к конкретному доктору. «Потери» кроются, например, в таких ситуациях – доктор ведет пациента на консультацию к другому доктору, ищет среди множества амбулаторных карт карту конкретного пациента».

 В 5 поликлинике г. Саранска принципы бережливого производства уже функционируют. Основная часть граждан записываются на прием к специалистам с помощью портала госуслуги, сайт Министерства Здравоохранения РМ и непосредственно при обращении в регистратуру, где окажет помощь администратор зала. Регистратуры той, к которой мы привыкли, не существует, пациент при помощи электронного инфомата получает листочек с номером. На электронном табло загорается соответствующий номер, и пациент идет к ресепшену, где его записывают на прием к врачу,  подсказывают  в какой кабинет обращаться, при необходимости администратор зала маршрутизирует пациента. Амбулаторная карта находится уже у врача. На полу поликлиники изображена понятная навигация в виде стрелок. Прием врача по времени останется прежним, но, учитывая, что потоки больных и здоровых разделены, больные будут обслуживаться в кабинете неотложной помощи, что сводит к минимуму риск заражения во время ожидания своей очереди. Для детских поликлиник, на примере третьей поликлиники г. Саранска, где удалось развести потоки здоровых детей, которым нужны справки и профилактические осмотры, и больных детей, которые обращаются к врачу, в том числе с признаками инфекционных болезней, обязательно наличие комнаты для кормления ребенка, колясочной, игровой зоны. 
 ГБУЗ РМ «Зубово-Полянской  районной больнице» посчастливилось попасть в этот проект. Главная задача — повысить эффективность медицинского обслуживания. 

Как данные идеи впишутся в реалии Зубово-Полянской поликлиники?

Будут изменены принципы работы с картами пациентов (введение электронных карт), увеличена пропускная способность кабинетов за счет функционирования кабинета неотложной помощи, упрощение интерфейсов электронных систем записи (Интернет, терминал), исключение повторного обращения в регистратуру, перераспределение потоков пациентов.

Зам.главного врача по поликлинической работе

Т.А. Дегаева